Пн.-Пт. С 8.00 до 20.00 Сб.-Вс. С 10.00 до 18.00

Разработка проекта ДВОС

Услуги ЭкологияРазработка проекта ДВОС

Декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС) — это заявление от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводящих деятельность на объектах второй категории опасности для природы, с основными сведениями по видам негативных выбросов и прочего воздействия на окружающую среду. Этот вариант отчётности служит для информирования государства о проведении любых видов работ, связанной с выбросами или сбросами вредных веществ в окружающую среду (ОС), совершаемыми организациями на территории страны.

Декларация о воздействии на окружающую среду оформляется согласно приказу №509 министерства природы Российской Федерации от 11.10.2018. В неё должны входить основная информация об объекте, осуществляющем негативное воздействие на окружающую среду (НВОС): вид главной деятельности, план и порядок проведения природоохранных процедур, сведения о происшествиях и авариях, данные об объёме производимых выбросов, сбросов, создания отходов, загрязняющих веществ, а также информация об исполнении проектов производственного экологического контроля и некоторые другие сведения. Приложением к ДВОС обязательно нужно прикрепить математические расчёты допустимых выбросов, сбросов, созданных и складируемых отходах, которые заполняются на основе нормативов выработки отходов и лимитов на их хранение.

Кому нужен проект ДВОС

По сведениям из статьи 31.2 в Федеральном законе под номером 7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», все объекты второй категории в обязательном порядке должны создавать, согласовывать и обновлять декларацию о воздействии на окружающую среду каждые семь лет. Все основные технологические процессы, характеристики выбросов, сбросов, загрязняющих веществ и их источников должны оставаться неизменными в период действия текущего документа. К объектам второй категории относятся хозяйственные и иные объекты, которые вызывают умеренное негативное воздействие на природу вокруг, например:

  • сооружения электроэнергетики, парогенерации, газодобычи;
  • предприятия, добывающие руды и металлы;
  • объекты металлургии;
  • производители стекольных, керамических, фарфоровых изделий, извести, кирпича, цемента;
  • очистные сооружения сточных вод;
  • производители бумаги, картона, текстиля, кожи;
  • производители животных и растительных продуктов;
  • объекты птицеводства и животноводства;
  • объекты, применяющие растворители на основе органики или гальваники;
  • организации, работающие с ядерным оборудованием, добывающие уран, торий, хранящие ядерные материалы, хранящие и уничтожающие химическое оружие;
  • газопроводы и нефтепроводы;
  • производители графита, газа, сырой нефти, асбеста, а также места хранения нефтепродуктов, пестицидов, агрохимикатов;
  • предприятия, осуществляющие работы с некоторыми типами отходов;
  • плавильни минеральных веществ;
  • водные и воздушные порты, железнодорожная инфраструктура.

Юридические лица приписанные к первой, третьей и четвёртой категориям негативного воздействия освобождаются от предоставления декларации ВОС в соответствующие уполномоченные органы субъекта Российской Федерации для объектов регионального надзора или напрямую в Росприроднадзор. Объекты второй категории негативного влияния на ОС обязаны предоставить декларацию о воздействии на окружающую среду в вышеперечисленные организации не позже, чем истечёт срок любого из ниже названных документов:

  • разрешение и лимитирование на выброс ЗВ в воздух;
  • разрешение и лимитирование на сброс ЗВ в воду и почву;
  • нормативы и лимиты по выделению и хранению отходов.

Этапы разработки и согласования проекта

Подготовка, создание и оформление в государственных органах проекта ДВОС происходит в следующем порядке действий:

  1. Проведение инвентаризаций всех видов стационарных установок, осуществляющих выбросы и сбросы вредных веществ.
  2. Постановка хозяйства, осуществляющего негативное воздействие на природу на государственный учёт с получением соответствующей категории.
  3. Подготовка и оформление документов о допустимых пределах выбросов (ПДВ), нормативов по выработке отходов и ограничений на их хранение (ПНООЛР), нормируемых допусков по сбросам (НДС).
  4. Написание плана экологического контроля на объекте (ПЭК);
  5. Сбор информации по созданным за прошедший год отходам;
  6. Создание и оформление декларации о воздействии на окружающую среду;
  7. Подача документов в уполномоченный по делам экологии государственный орган;
  8. Последующее осуществление запланированных экологических программ по контролю загрязнения и оформление исполнительных отчётов с результатами выполнения поставленных мероприятий.

Содержание проекта

В соответствии с седьмым федеральным законом, декларация ВОС обязана включать в себя следующие сведения:

  • вся информация о юридическом лице и осуществляемой им хозяйственной деятельности, в том числе адрес объекта в собственности или управлении;
  • код объекта, получаемый в процессе постановки на учёт;
  • выписка о количестве и виде создаваемой продукции и товаров;
  • отчёты про осуществление мероприятий охраны природы;
  • отчёты о всех случившихся происшествиях, из-за которых осуществилось вредоносное воздействие;
  • журналы с приведённым количеством всех выбросов и сбросов веществ в окружающую среду;
  • журналы с перечнем сформированных и складируемых отходов;
  • сведения об исполнении программы экологического контроля на производстве.

Итоговая декларация, исходя из перечисленного выше, должна включать в себя следующие табличные данные и заполненные формы государственного образца, заполняемые на основе внутренней документации юридического лица:

  • Форма по данным бухгалтерского учёта о виде и объёме произведённой продукции на конкретный год. Все названия и коды продукции указываются в соответствии с общероссийской классификацией по видам экономической деятельности.
  • Данные о совершённых мероприятиях по охране ОС.
  • Все данные об авариях и инцидентах в виде таблицы, произошедшие в контрольный период, вызвавшие негативное влияние на ОС. Информация должна соответствовать журналам учёта аварий и инцидентов, ведение которых регламентировано приказом Ростехнадзора №480 от 19.08.2011.
  • Все показания о программе производственного экологического контроля с даты её утверждения.
  • Масса и объём выбросов и сбросов загрязняющих веществ, заполняемых в случае осуществления загрязнения воздуха и водных объектов соответственно, а также массу и объём отходов, если деятельность приводит к образованию и размещению таковых. Вся информация для этого раздела должна поступать из сводных данных и таблиц учёта.

К ДВОС также прикладываются в виде приложения осуществлённые расчёты допускаемых по нормативам выбросов и сбросов за последний год, а также их математическое обоснование. Эти расчёты позднее необходимо вставить в документацию, если юридическое лицо добровольно решит получить комплексное экологическое разрешение.

Основания для разработки

Декларацию ОВС необходимо оформить на основании статьи 31.2 из федерального закона номер 7 об охране окружающей среды от 10.01.2002 и параграфа 3б статьи 2 федерального закона номер 496 от 25.12.2018.

Декларация оформляется предприятиями второй категории опасности независимо от отнесения юридического лица к малому, среднему или крупному предпринимательству. Все документы должны быть поданы до момента окончания первого из действующих на момент разрешений. Если у субъекта действовало освобождение от обязанностей разработки и согласования ПНООЛР и его отнесли ко 2-й категории опасности, то он должен был подать собственную декларацию 01.01.2019. При нарушении сроков подачи декларации в уполномоченные органы, к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю будут применяться административные штрафы и дополнительные взыскания.

Возможные штрафные санкции

Согласно статье 8.5 кодекса административных правонарушений Российской Федерации при отсутствии, скрытии, специальном искажении или несвоевременной передаче декларации о воздействии на окружающую среду, а также укрывание или фальсификация корректных сведений о состоянии и качестве окружающей природы, её ресурсов, производителей загрязнения, радиационного фона и прочих важных экологических данных, сформированных при производственном осуществлении экологического контроля, на ответственных лиц накладываются следующие санкции:

  • обычные граждане обязаны оплатить штраф в пределах от 500 до 1000 рублей;
  • должностные лица обязаны выплатить штраф от 3 до 6 тысяч рублей;
  • на юридическое лицо накладывается штраф в размере от 20 тысяч до 250 тысяч рублей в зависимости от пункта, к которому относится лицо при совершении нарушения, либо принудительная временная остановка деятельности хозяйства на срок 90 суток или меньше.

Дополнительно, по информации из постановления правительственных органов РФ от 03.03.2017 под номером 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», нарушитель обязан будет осуществлять регулярные взносы за ненормированное отрицательное влияние на окружающую среду и природу со следующими коэффициентами, повышающими итоговый размер стандартных выплат:

  • за выработку и хранение отходы — увеличение в 25 раз;
  • за выбросы в атмосферу — увеличение в 100 раз;
  • за сбросы в водоёмы и почву — увеличение в 100 раз.